Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, и в итоге негативно сказывается на здоровье детей.
Для предупреждения утомления и полного использования развивающего потенциала двигательной активности необходимо обеспечить условия для различных видов движений и действий детей, включения двигательного компонента во все без исключения виды детской деятельности, в том числе умственной.
С целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста используются физкультурные минутки.
Назначение физкультминуток - снять утомление, активизировать мышление детей, повысить их умственную работоспособность.
Требования к физкультминуткам:
проводятся они на начальном этапе утомления (8-11-я минута занятия), так как проводить их позже бессмысленно. Для физкультминуток необходимо подбирать упражнения, хорошо знакомые детям, занимательные;
предпочтение отдается упражнениям для утомленных групп мышц;
комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида и содержания занятия;
содержание и формы физкультминутки должны быть разнообразными, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, и результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме обще-развивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, движений под стихотворный текст или любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте, ходьбой. Эти комплексы больше подходят на занятиях с четко выделенными структурными частями.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут проводиться на всех занятиях. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части, в любое, по усмотрению педагога, время. Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром интересны игры с персонажами, изображающими этих животных: «Мышеловка», «Заинька». Формированию представлений о труде взрослых и трудовых действиях способствуют такие игры, как «Лянок» и др. Для приобщения к природе организуются игры-физкультминутки «Огородник», «Березка», «В зоопарке».
Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, математике. Например, игры «К названному дереву беги!», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Стоп! Палочка, остановись!», «Живое домино», «Зажги фонарик», « Разноцветные обручи ».
Танцевальные движения можно включать между структурными частями занятия под звукозапись, пение педагога или самих детей. Под классическую мелодию дети произвольно изображают танец падающих листьев («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, медведи и т. п.). Такие задания составляют двигательный компонент общего содержания занятия. Танцевальные движения под музыку на занятии создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворные тексты особенно интересны тогда, когда они сочетаются с содержанием занятий. К конкретному занятию подбираются высокохудожественные произведения. Как правило, это стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки. Преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения. Например, стихотворный текст на звукосочетание (ча-ча-ча - печка стала горяча, са-са-са - в лесу бегала лиса и т. п.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.
В качестве физкультминуток могут также использоваться любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки ребята могут, например, не с помощью слов, а движений: изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т. д. Ценность такого способа отгадывания в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, а следовательно, более активно вспоминает, думает, находит наиболее выразительные движения. Детям интересно выполнять различные имитационные движения: изображать спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает).
На занятиях необходимо как можно чаще менять позу детей, характер их движений.
Отдельные занятия можно строить полностью на движениях. Приведем пример занятия по конструированию в группе «Фантазеры».
Первая часть занятия: педагог создает игровую проблемную ситуацию: необходимо перебраться на другой берег реки (ручья, болота). Дети объединяются в подгруппы по 4-6 человек, обсуждают методы переправы (построить мост, лодку). Вторая часть занятия: каждая группа строит свой объект, выбирая самостоятельно материал для строительства, распределив между собой обязанности. Для строительства используется групповая комната. Постройки обыгрываются.
Третья часть занятия: подведение итогов, осмотр построек, оценка.
На занятии по математике дети увлеченно решают задачи на ориентирование в пространстве, знакомятся с геометрическими формами не сидя за столами, а выполняя двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков, в подвижные игры типа «Найди свой домик» (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями «Два бассейна», «Найди столько, сколько...» и т. д.
На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, так как они органично включаются в содержание, являются средством обеспечения запрограммированного результата.
При изобразительной деятельности физкультминутки целесообразнее проводить перед занятиями. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их. Затем несколько листочков педагог кладет на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют и с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубком ниток.
Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.
Особое внимание следует уделить организации движений на занятиях в группе «Малыши». Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное мышление. Только через действие, движение ребенок начинает по- знавать предметы, объекты, пространство. Включая в работу двигательный анализатор (наряду со зрением, слухом и т. д.), педагог обеспечивает разностороннее ознакомление ребенка с признаками предметов. С учетом этого во все занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо вводить элементы двигательной деятельности. Например, дидактические игры с игрушками целесообразно проводить таким образом, чтобы каждый ребенок действовал со своим предметом1.
На занятии по развитию речи следует шире использовать имитационные движения, устраивать поиски предметов в пространстве, включать в занятия действия с куклами, элементы танца.
Приложение.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ
I. Комплекс упражнений для снятия нервно-эмоционального напряжения
- «Обхвати плечи». И. п.— стоя за стулом, ноги врозь, руки вдоль туловища; 1 — резко обхватить руками свои плечи — «выдох»; 2 — вернуться в И. п. (повторить 6 — 8 раз).
- «Потянись». И. п.— сидя на стуле, руки вдоль туловища; 1—4 — плавно поднять руки через стороны вверх, пальцы сцепить в замок, потянуться; 5 —8 — вернуться в И. п. (повторить 6 — 8 раз).
- «Надави под подбородком». И. п.— сидя на стуле, руки вдоль туловища; 1—3 — подушечкой большого пальца надавливать в углублении под подбородком с разной силой поочередно правой и левой рукой; 4 —6 — вернуться в И. п. (повторить 4 — 6 раз).
- «Махи ногами». И. п.— стоя боком к стулу, правой (левой) рукой держаться за спинку, ноги врозь; 1 —4 — махи вперед-назад правой (левой) ногой, не сгибая коленей; 5 —6 — вернуться в И. п. (повторить 6 — 8 раз).
- «Скольжение». И. п.— стоя рядом со стулом, руки на поясе, ноги врозь; 1 — 2 — правую (левую) ногу отставить вправо (влево), «скользя», на носок; 3 — 4 — вернуться в И. п. (повторить 6 — 8 раз).
II. Упражнения на расслабление мышц шеи
«Любопытная Варвара»
1. Максимально повернуть голову влево (мышцы напряжены), потрогать шею справа (мышцы твердые как камень); вернуться в И. п.; так же в другую сторону; вдох-выдох (шея не напряжена, а расслаблена), движения повторить 2 раза в каждую сторону.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
2. Поднять голову вверх; посмотреть на потолок, откинуть голову назад (шея напряжена, стало трудно дышать); выпрямиться (легко, свободно дышится); вдох-выдох.
III. Упражнения на расслабление и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук
- «Поза покоя». Сесть на край стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносить «формулу покоя»:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть игра у нас такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно —
Расслабление приятно!
- «Кулачки». Сжать пальцы в кулак покрепче, руки на коленях (руки напряглись, нам приятно так сидеть). Руки устали (расслабили руки, отдыхаем, кисти приятно потеплели); вдох-выдох (выполнить 3 раза).
Руки на коленях,
Кулачки сжаты (крепко с напряжением),
Пальчики прижаты (сжать пальцы),
Сильнее пальчики сжимаем —
Отпускаем, разжимаем (легко приподнять и уронить кисть).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
- «Олени». Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы (как рога у оленя); напрячь руки (трудно и неудобно держать их так, напряжение неприятно), быстро опустить руки, уронить на колени; расслабить руки; вдох-выдох (повторить 3 раза).
Посмотрите — мы олени.
Рвется ветер нам навстречу
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени
(руки расслаблены).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
Дышится ровно, легко, глубоко.
IV. Упражнения на расслабление мышц рук, ног и туловища
- «Штанга». Нужно встать и представить, что вы поднимаете тяжелую штангу; наклониться, взять ее, сжать кулаки; медленно поднять руки (они напряжены, устали); бросить штангу (руки резко опустить вниз, они расслаблены, отдыхают, дышится легко); вдох-выдох.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим
И бросаем!
Наши мышцы не устали,
А еще послушней стали.
Нам становится понятно —
Расслабление приятно!
При выполнении упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
- «Кораблик». Представьте, что вы на корабле. На море сильная качка. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире, руки сожмите за спиной. Палубу качнуло вправо — прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились, расслабили ногу. Качнуло в левую сторону — прижмите к полу левую ногу, выпрямились; вдох-выдох. Упражнение выполняют поочередно для каждой ноги. Следует обратить внимание детей на то, как напрягаются и расслабляются мышцы ног. Затем рекомендуется еще раз повторить «позу покоя»:
Снова руки на колени,
А теперь немножко лени...
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали,
А еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
V. Упражнения на расслабление мышц живота
- «Воздушный шарик». Представьте, что вы надуваете шарик. Положить руки на живот; надуть его, будто это большой воздушный шар (мышцы живота напрягаются); сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц, плечи не поднимать; вдох-выдох (мышцы живота расслабились, теперь можно легко сделать вдох и выдох).
Вот как шарик надуваем!
рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- «Шарик в животе». Лежа на спине, согнув ноги, руки на животе; вдохнуть («шарик надулся»); выдохнуть, расслабить мышцы живота («шарик сдулся»).
VI. Упражнения на расслабление мышц ног
Перед выполнением упражнения его нужно освоить (руки расслаблены):
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются.
- «Пружинки». Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки так, что они поднимаются вверх, а пятки упираются в пол. Нужно как можно сильнее нажать на пружинки (ноги напряжены, нажимаем на пружинки); расслабить ноги (отдыхаем); вдох-выдох.
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки.
Ты носочки опускай,
На носочки нажимай,
Нет пружинок — отдыхай
(руки расслаблены).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- «Загораем». Ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле); поднять ноги, напрячь (ребенок сам может убедиться, какими твердыми стали мышцы); затем опустить (теперь ноги «отдыхают», расслабляются); вдох-выдох.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем.
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем
(ноги резко опустить, расслабить).
раскрыть » / « свернуть