Ознакомление детей с природой ЛЕТОМ
Лето предоставляет огромные возможности для расширения знаний и представлений детей о природе, для воспитания интереса, наблюдательности. В этот период особенно широко можно использовать природное окружение и для воспитания у детей бережного отношения к природе, желания охранять ее красоту. Летом увеличивается время пребывания ребят на воздухе. Они имеют возможность получить больше полезных сведений о изменениях, которые происходят в неживой природе, растительном и животном мире, ближе познакомиться с трудом людей, занятых в сельском хозяйстве. Воспитателям необходимо хорошо изучить ближайшее природное окружение с тем, чтобы дать детям правильные и доступные их пониманию представления о жизни родной природы, чтобы научить их устанавливать простейшие причинно-следственные связи явлений, происходящих в природе. В каждом детском саду должны быть созданы благоприятные условия для труда детей на огороде, в цветнике, в уголке природы.
Особенно важно знать сроки наступления полевых, огородных, садовых работ, чтобы вовремя провести необходимые наблюдения и организовать труд детей в природе.
При ознакомлении с явлениями неживой природы особое внимание следует уделять пониманию детьми примет погоды, объяснять им пословицы и поговорки о природе, использовать для закрепления знаний отрывки из стихотворений, песенки, загадки.
Ежемесячно анализировать календарь погоды, учить детей самостоятельно делать выводы о состоянии погоды за прошедший месяц.
При ознакомлении детей с растительным миром важно показать смену весенних цветущих растений летними.
Обращать внимание на строение цветов (лепестки, тычинки), образование плодов. Находить сходство некоторых дикорастущих растений (боярышник, черемуха) и садовых растений (яблоня, малина, смородина, крыжовник).
Учить детей видеть сходство между дикорастущими цветами и культурными формами растений (полевые анютины глазки и садовые, гвоздика-травянка и садовая гвоздика, ромашки полевые и садовые).
Знакомить детей со злаками культурными и дикими, находить между ними сходство и различие (рожь и костер ржаной, просо и куриное просо).
Показывать растения, способные сохранять свою форму в засушенном виде, использовать их для составления зимнего букета (рогоз, головки мака, бессмертник, физалис, стеблеклонник).
Приучать детей рассказывать о том, как они выращивали овощи и цветы на своем участке. Воспитывать у них бережное и умелое обращение с растениями, учить составлять красивые букеты.
При ознакомлении с животным миром учить детей определять зависимость между внешним видом животного и образом его жизни, питанием.
Приучать самостоятельно заготавливать корм для животных уголка природы (ветки, сено, шишки, семена дикорастущих трав и кустарников). Знать потребности каждого животного, живущего в уголке природы, уметь объяснить, почему им нужны, например, шишки и толстые ветки (белке), подвешенная кормушка для морской свинки, ветки для всех грызунов.
Учить детей узнавать птиц по голосам, внешнему виду. Знать их образ жизни и пользу, которую они приносят. Уметь рассказывать о повадках птиц, подкрепляя описание стихотворениями, загадками, пословицами.
При ознакомлении с трудом людей летом необходимо показать деятельность человека по озеленению парков и садов, скверов (посадку цветов, работу машин, облегчающих труд человека).
ИЮНЬ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении.
- Ежедневно при выходе на прогулку беседовать с детьми о том, что надеть, во что можно сегодня играть, что взять с собой на участок.
- На прогулке отмечать характерные явления погоды: чистое голубое небо, белые облака, иногда облака неподвижно стоят пышными клубами, а иногда проносятся, меняя форму. Отмечать, что солнце ярко светит, тепло, наступило лето. Обратить внимание детей на цвет неба, облаков в разное время дня. Сопровождать наблюдениячтением коротких рассказов, стихотворений, песенками, загадками, например:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, Доброе, лучистое.
(Г. Бойко)
- Спросить, почему не бывает солнца в тенистых местах участка. Найти места, где ярко светит солнце.
Игра «Раз-два-три, беги!» (мальчики находят тенистые места на участке, девочки— солнечные и наоборот).
- Учить детей узнавать приближение грозы, заботиться о животных и растениях перед грозой. Рассказать о правилах по ведения, если гроза застанет вне дома. Вспомнить, какое стихотворение читал о грозе в мае. Показать картину В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
- Продолжать знакомить детей со свойствами природных материалов, во время игр детей с водой, песком, наблюдать, что одни предметы тонут в воде, а другие плавают.
- Рассматривая с детьми растения на участке и за его пределами, отмечать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, листва деревьев становится гуще, появляется много цветов.
- Осмотреть свой участок: какими стали деревья и кустарники, что появилось на них нового? Рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на приятный аромат цветов, послушать, как около липы жужжат пчелы. Полюбоваться цветущим жасмином.
- Осмотр цветника: найти самые большие цветы и самые маленькие, найти цветы разной окраски, чем они похожи и чем не похожи?
- Посмотреть, не поспел ли редис, репа, горох. Рассмотреть цветы гороха, поискать стручки.
10.Осмотр огорода старших групп. Посмотреть, как работают взрослые и дети на огороде. Что они делают? Каким инвентарем пользуются? Рассмотреть, из чего он сделан, как им надо пользоваться.
11. Целевая прогулка к ближайшему цветнику (на бульвар, в сквер, в парк). Рассмотреть цветы, рассказать детям, кто ухаживает за цветником. Понаблюдать за трудом садовника (стрижка газонов, прополка и поливка клумб).
12. Целевая прогулка в лес. В лесу много деревьев. Найти и рассмотреть знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину и другие. Деревья покрыты яркими зелеными листьями. Под ними есть тень.
13.Рассмотреть насекомых, которых дети находят на участке, поместить их в стеклянные баночки, затянутые марлей или сетчатой крышкой (вместе с веточкой или травинкой, на которой сидит насекомое). Отмечать появление бабочек, гусениц, жуков. Напомнить о пользе божьих коровок, дождевых червей, о том, что их нельзя уничтожать.
14. Продолжать наблюдения за птицами. Рассказать, что птицы выводят птенцов, ищут для них корм.
15. Проводить наблюдения за домашними животными. Наблюдать, используя имеющиеся возможности, как пасутся коровы, лошади, козы, спросить, кто их пасет. Рассказать, как люди заботятся о домашних животных. Для закрепления знаний детей о домашних животных использовать знакомые стихотворения, загадки.
Наблюдения, труд, игры в уголке природы
- В связи с увеличением дня и значительным потеплением наблюдать и помогать воспитателю в расстановке комнатных растений на новые места. Некоторые растения можно вынести на участок.
- В уголок природы вносить растения леса, луга, поля по мере их цветения. Приучать детей подбирать небольшие букеты и украшать ими обеденные столы, помещения группы. Цветы, принесенные с прогулок ставить в заранее приготовленные вазы с водой.
- Перевести животных уголка природы на участок. Наблюдать, как взрослые делают навес или оборудуют беседку для уголка природы. Отметить, какой корм больше любят животные, какие ветки, листья, овощи, зерно.
- Приносить с прогулок и экскурсий и помещать в заранее приготовленные садки, террариумы насекомых, обитателей водоема. Воспитывать интерес к наблюдению за животными и уходу за ними.
- Провести игру «Найди картинку». Вызывая ребенка, воспитатель предлагает ему отобрать из картинок, разложенных на столе, сначала те, на которых изображены цветы, которые ему больше нравятся, потом все красные, розовые, желтые цветы.
- Провести дидактическую игру «Чудесный мешочек» с природным материалом: шишки, веточки, камешки и др.
ИЮНЬ
СТАРШАЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении.
- Ежедневно наблюдать за состоянием погоды, собираясь с детьми на прогулку, учитывать, что с собой взять, во что играть.
- Отмечать, что на улице тепло, дни стали длинными, солнце светит ярко, наступило лето. Спросить детей, чем лето отличается от весны, при разговоре использовать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений. Например:
Пришел июнь.
«Июнь, Июнь!»
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.
(С. Маршак)
Учить детей замечать красоту летнего дня: голубое небо, яркую зелень, бабочек.
- В играх с песком и водой продолжать знакомить детей со свойствами песка н воды. Продумать организацию этих игр, подготовить соответствующее оборудование и игрушки (лейки, флажки, ведро с водой, кружки, ванночки для кукол, пластмассовые, деревянные игрушки). Для украшения построек из песка использовать ветки, цветы, расставляя их в стеклянные баночки с водой.
Учить делать крупные постройки из песка с помощью досок, небольших ящиков, а также природного материала.
- Обращать внимание детей на приближение грозы: быстро наплывают тяжелые, темные тучи, поднимается сильный ветер, постепенно темнеет, вдалеке слышатся раскаты грома, видны вспышки молнии. Учить детей не бояться грозы, но постараться укрыться от нее.
Прочитать стихотворение Е. Трутневой:
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай гороху подрасти.
Обратить внимание детей на то, что после грозы трава, деревья, кусты стали свежими, чистыми, легче дышится. Показать радугу, назвать, какие цвета в радуге, спросить, какими цветными карандашами можно ее нарисовать.
- Продолжать наблюдения за изменениями, происходящими в растительном мире. Осмотреть свой участок. На деревьях, кустарниках уже большие зеленые листья. Отцвели черемуха и яблоня, с тополя летит пух — все это признаки наступления лета.
Прочитать стихотворение А. Кузнецовой «Летом»:
Все тропинки, все дорожки
Белым пухом замело.
Он влетает к нам в окошко,
Все вокруг белым-бело.
Пухом озеро одето,
Как в снегу лежат поля.
Снежный пух горячим летом
Всюду сыплют тополя.
- Целевая прогулка в лес. Полюбоваться красотой леса. Прочитать стихотворение С. Погореловского:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
— Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
— Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, — Мы свои.
Узнавать знакомые деревья, сравнивать их по окраске коры, по листьям.
Игра «Узнай дерево по листу».
- Целевая прогулка в парк, сквер. Проверить, какие деревья и кустарники
парка дети знают. Есть ли в парке птицы, почему они сюда прилетают? Рассмотреть и назвать цветы на клумбах.
- Прогулка в лес. Показать детям лесные цветы: ландыш, любку двулистную, колокольчики, майник двулистный, грушан- ку. Спросить, кто знает стихотворение об этих цветах. Сказать двустишие:
Из-под куста мне ландыш серебристый
приветливо кивает головой.
Собрать букеты цветов для украшения группы, еловые шишки.
- Отметить, что с наступлением лета появилось много насекомых. Найти и рассмотреть майского жука, жужелицу, божью коровку, бронзовку. Рассказать детям о вреде и пользе жуков. Почитать рассказ «Кто охраняет мою полянку» из книги Дмитриева «Рассказы моей полянки», использовать рассказы о жуках из книги «Что в лесу растет, кто в лесу живет». На прогулках проследить за полетом бабочек, пчел, шмелей.
- Целевая прогулка в лес, к муравейнику. Вспомнить, что дети знают о жизни муравьев, предложить им рассказать о пользе муравьев, почему их называют друзьями леса. Муравей нашел былинку, Много было с ней хлопот, Он взвалил ее на спинку И домой ее несет. После прогулки прочитать рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Продолжать наблюдения за птицами, учить детей замечать изменения в их поведении: птицы заняты высиживанием птенцов. Наблюдать за скворцами, грачами. Найти и рассмотреть, где находятся гнезда ласточек, что они ловят в воздухе, высоко или низко летают.
- Целевая прогулка в лес. Послушать звуки леса, пение птиц, стук дятла, кукование кукушки. Сказать, что у многих птиц появились птенцы, птицы их выкармливают насекомыми, приносят большую пользу, очищая леса и сады от вредителей. Посмотреть, кто живет в лесу. Собрать букетики лесных цветов.
- На прогулках наблюдать за домашними животными, рассказывать, как люди заботятся о своих друзьях-животных. Сопровождать наблюдения чтением загадок, пословиц, стихотворений о животных.
- Следить за чистотой своего участка, после игры приводить его в порядок, поливать песок в песочном дворике, закрывать его крышкой.
- Организовать труд детей на огороде и в цветнике: поливка, прополка, рыхление; во время прополки огорода познакомить детей с сорняками, научить отличать сорняки от культурных растений, после дождя вместе с детьми приводить в порядок грядки на огороде.
- Провести сбор урожая ранних овощей: салата, редиса, лука.
Высадить на грядки рассаду капусты, помидоров, кабачков, огурцов (в начале июня). Показать рассаду, назвать ее, объяснить, как правильно посадить, полить.
Наблюдения, труд, игры в уголке природы
- Продолжать пополнять уголок природы растениями и животными, принесенными с прогулок и экскурсий. Привлекать детей к наблюдениям и уходу за ними. Предлагать детям зарисовывать свои наблюдения за обитателями уголка природы. Помещать в уголок природы выкопанные в лесу, на лугу растения, интересные лесные находки.
- В ненастные дни организовывать игры детей с природными материалами: изготовление игрушек-самоделок из бересты, коры, сосновых веточек, шишек, сучков и другого природного материала.
Календарь природы для всех групп- ИЮЛЬ
Июль — самый теплый месяц года. Средняя температура +18°. День убавился на 1 час 30 минут, но вода и воздух продолжают нагреваться. В июле чаще бывают грозы и ливневые дожди. Начался покос. Цветет лопух, трескаются плоды желтой акации, цветет картофель. Убирают озимую рожь. Цветет липа мелколистная. На березах поспевают плоды.
Доспевают последние ягоды земляники, смородина черная и белая, малина, черника и костяника.
Хорошо заметны плоды клена, ясеня, жасмина, сирени.
Поспели семена раннецветущих трав: купальницы, первоцвета, герани.
В пруду цветут белые и желтые лилии, кувшинки, кубышки. Разрослась ряска и сплошь закрыла, будто зеленым плюшевым ковром, воду. Вывелись личинки комара, которыми кормят рыб в аквариуме. Головастики превратились в лягушек. Прудовики отложили в воду на травинках икру.
Втраве трещат кузнечики.
В середине июля перестает куковать кукушка и петь соловей. По лугам гуляют грачи и скворцы со своими выводками.
На огороде в середине месяца собирают урожай гороха, репы, фасоли, салата; в конце месяца — раннюю капусту и картофель, огурцы.
Сеют повторно редис, укроп, листовые овощи (салатную капусту, кресс-салат, салат огородный), редьку. В конце июля поспевают помидоры.
Продолжают полку, рыхление, подкормку овощей и борьбу с вредителями на грядках.
Цветут люпины, флоксы, гладиолусы. В конце месяца расцветают георгины и золотые шары.
Пословицы
Летний день — год.
Июль — макушка лета.
Кто летом в холодке сидит — зимой наплачется.
Клади по ягодке— наберешь кузовок.
Народные приметы на июль
В цвету трава — косить пора.
Цветы сильнее пахнут перед дождем.
Вечером сильнее стрекочет кузнечик — к хорошей погоде.
Лягушки расквакались — к ненастью.
Муравьи прячутся в муравейнике —к грозе.
Паук забился в угол—к ветру.
Много гроз — больше грибов и меда.
ИЮЛЬ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении.
- Выходя на прогулку, учить детей определять погоду и самостоятельно рассказывать об этом. Дети должны знать, что надеть в жаркую или пасмурную погоду, какие игрушки взять на прогулку. Наблюдения погоды на прогулке желательно сопровождать чтением отрывков из художественных произведений, например:
Ярко солнце светит, В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь, Все кругом светло.
(И. Суриков)
- Отметить, что стало очень тепло, ярко светит солнце, небо ярко-голубое.
Обращать внимание детей на признаки приближения грозы, рассказать, что при этом темнеет небо, становится тихо и вдали раздаются раскаты грома. Полюбоваться радугой.
- Обогащать содержание детских игр с песком и водой. Предлагать детям для игры баночки, коробки, камешки, раковины, сосновую кору, металлические предметы, фанерные фигурки, флажки.
Украшать постройки полевыми цветами, поставленными в баночки с водой (лютик, сурепка, одуванчик, тысячелистник и др.).
- Продолжать знакомить детей с растениями участка. Отмечать, как много стало везде зеленой травы и цветов, какие большие листья на деревьях. Показать детям цветущую липу. Посмотреть, как много насекомых кружится возле нее, они собирают сладкий сок из ее цветов.
- Осматривая огород, отмечать изменения, происходящие в росте и развитии овощей.
- Осмотр огорода детей старшей группы: что растет на грядках, как старшие ребята ухаживают за овощами. Загадать загадки об овощах, например:
Круглый бок, желтый бок — Сидит на грядке колобок,
Прирос к земле крепко, Что это? (Репка.)
Вогороде растет, Сам кверху ползет,
И зелен, и усат, И вкусен для ребят. (Горох.)
- Ежедневно осматривая цветник, замечать, какие появились новые цветы. Предложить детям посчитать, сколько белых цветков в цветнике, сколько красных, желтых, синих. Как они называются? Какие из них приятно пахнут? Вспомнить, какие расцвели раньше всех. Какой самый высокий цветок? Какой самый низкий?
- Целевая прогулка к ближайшему цветнику (в сквере, парке, на бульваре). Посмотреть на цветущие розы, левкои, гвоздики, клубневые бегонии. Обратить внимание на труд людей, ухаживающих за цветами.
- Прогулка в лес. Показать ягоды земляники— спелые и неспелые. Рассказать, что спелые ягоды надо осторожно снимать с кустика. Предложить всем вместе поискать и собрать спелую землянику.
- Поискать на участке насекомых. Рассмотреть жука-жужелицу, обратить
внимание на красные узоры у него на теле, красивую окраску крыльев.
- Понаблюдать, какие птицы живут на участке детского сада или вблизи, что сейчас делают воробьи, голуби. Чем заняты грачи и скворцы. Напомнить о пользе птиц.
- Прогулка к муравейнику. Отметить, какой он большой. Положить около муравейника кусочек сахара. Посмотреть, что с ним произойдет. Прочитать стихотворение «На тропинке».
Шла Маринка за грибами,
Вдруг прижалась робко к маме:
«Мама, мамочка, постой — Муравей ползет большой!
Он укусит!» -— Мы вдвоем Сладим, дочка, с муравьем,
Только он не тронет нас: Делом занят он сейчас,
У кого работа есть, Тот не станет в драку лезть».
Наблюдения, труд, игры в уголке природы
- Пополнять уголок природы полевыми и лесными цветами, насекомыми, принесенными с прогулок. Приучать детей помогать воспитателю в уходе за ними.
- Подобрать открытки с изображением цветов. Провести игру: какой цветок убрали? Подбери все красные цветы (синие, желтые). Найди самый большой.
ИЮЛЬ
СТАРШАЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении
- Ежедневно вместе с детьми отмечать погоду: тепло, ярко светит солнце, жара.
- Июль — самый теплый месяц года. Часто бывают ливни, грозы. Перед грозой посмотреть (из окна), как мрачнеет небо, сверкает молния, грохочет гром, дождь льет как из ведра. После грозы деревья, трава, цветы ярко блестят на солнце. Прочитать стихотворение о радуге:
Теплый дождик лил и лил На простор лугов,
Сильный ветер разделил Стаи облаков.
А потом над головой Радуга взошла
И над ширью луговой Семь цветов зажгла.
Семицветная дуга Обняла в лугах стада,
И березку, и дубок, И веселый ручеек.
Или:
В небе гром, гроза — Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга стоит.
(С. Маршак)
- В жаркие летние дни организовать на участке игры с водой. Подбирая игрушки, природный материал для этих игр, знакомить детей со свойствами воды. Ставить в баночки с водой цветущие полевые растения, чтобы они дольше сохранялись и украшали постройки детей из песка.
- Продолжать расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на развитие растений.
- Ежедневно осматривать растения на участке, на огороде, в цветнике; отмечать, что изменилось, какие полевые растения зацвели в цветнике, какие травы растут у забора, на газоне, не поспели ли овощи на огороде.
- Рассмотреть деревья на участке, отметить, что листья стали крупные, темно-зеленые, уже не такие блестящие, как в начале лета.
- В цветнике на участке или в парке, на бульваре показать детям цветущие флоксы, гладиолусы. Полюбоваться цветами разной окраски. Понаблюдать за прополкой и поливкой цветника.
- Осмотр огорода: отметить, какие овощи еще цветут, а какие из них уже поспели. Собрать урожай репы, гороха. Поиграть в игру «Отгадки на грядке». Воспитатель загадывает детям загадки о разных овощах, например;
Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена — Вся на солнышке она. (Редис.)
Кругла да гладка. Откусишь — сладка.
Засела крепко На грядке...(Репка.)
В зеленом домике живет много Беленьких жильцов. (Огурец.)
- Прогулка в парк или сквер. Посмотреть цветы на газоне. Сказать, что их никто не сеял, они выросли вместе с газонной травой. Эти цветы называют дикорастущими. Найти среди них звездчатку, лютики. Прочитать стихотворение Е. Серовой «Лютик»:
Звать его нам нечего, — Он и так придет;
Расцветет доверчиво Прямо у ворот —
Солнцем залитой Лютик золотой.
- Наблюдая за птицами, учить замечать, что изменилось в их поведении; у многих птиц уже вылетели из гнезда птенчики, взрослые птицы учат их летать, добывать себе корм. Прочитать сказку А. Горького «Воробьишко». Присматриваясь к поведению воробьев, можно предсказать погоду: воробьи в' пыли купаются — к дождю, если в продолжительное ненастье защебечут воробьи, то можно ожидать наступления ясной погоды.
- Следить за чистотой участка. После сильного дождя или грозы рыхлить почву на грядках и клумбах. Объяснить значение этой работы для развития растений.
Наблюдения, труд, игры в уголке природы
- Украшать уголок природы и групповые комнаты букетами цветов (подбирая их по цвету, по окраске, величине стебля), красиво располагая их в вазах. Приучать детей дарить цветы малышам, взрослым, приходящим в группу, заболевшему товарищу, родителям.
- Пополнять уголок природы интересными находками: необычной формы сучками, корнями деревьев. Изготовлять игрушки- самоделки из природного материала, украшая ими уголок природы, группу.
- Продолжать наблюдения и уход за комнатными растениями: подкармливать их (1 раз в 10 дней); производить перевалку в горшки больших размеров тех растений, которые размножили весной черенками.
- Вместе с детьми сделать гербарий цветущих растений луга, леса.
Календарь природы для всех групп - АВГУСТ
Еще стоят жаркие дни, но уже чувствуется, что лето идет к концу, ночи становятся прохладными. Средняя суточная температура 10—16° тепла.
День заметно убавился.
Август — месяц-хлебосол, поспевает урожай в садах, на полях. В лесу после дождей появляются лучшие грибы лета.
У большинства растений уже созрели семена, но некоторые еще продолжают цвести: герань луговая, донник белый, сурепка, колокольчик, гвоздика-травянка, иван-да-марья. Повсюду цветут цикорий и дикая рябинка-пижма.
Начинается массовое созревание ягод брусники, румянится клюква на болотах, оранжевыми становятся гроздья рябины.
В водоемах цветут белые кувшинки, желтые кубышки.
На березе начинают желтеть листья (конец августа), опадают листья у липы, клена Август — горячий месяц жатвы. Сжата рожь, колхозники торопятся убрать пшеницу, ячмень, овес. Тракторы пашут зябь — готовят поля яровых посевов. Начинается сев озимых хлебов. В плодовом саду кончается сбор вишни, крыжовника, малины, смородины. Наступила пора уборки ранних сортов слив, яблок, груш.
На огороде поспевают огурцы, кабачки, помидоры, желтеют тыквы.
Птичьи гнезда опустели. Грачи, скворцы и галки ходят по пашне, выискивая личинок хрущей, стаями носятся над лугами. Наступает период осенней линьки у птиц, они меняют перья перед дальней дорогой. Начинается отлет стрижей, за ними тронутся в далекий путь ласточки, дрозды, мухоловки, кукушки. Журавли собираются в стаи перед отлетом.
Лесные звери отдыхают, запасаются силами к предстоящему трудному времени — зимнему периоду.
АВГУСТ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении
- Приучать детей замечать характерные явления погоды и рассказывать о том, что они видят, например: сегодня жарко, солнце светит ярко; воробьи весело чирикают, купаются в лужах; после дождя лужи высохли, опять светит солнце и т. д.
- Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать красоту природы в разное время дня и в разную погоду: небо утром с неподвижными легкими облаками; перед грозой, перед закатом солнца. Вспомнить об этом стихотворения, загадки.
- Во время игр с песком продолжать знакомить детей с его свойствами: сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить, делать постройки. Предлагать детям использовать в играх с песком различные природные материалы: камешки, шишки, кору сосны, семена сорных трав, мох и др.
- Ежедневно осматривать растения своего участка. Закреплять знания детей о том, что для жизни и роста растений нужны определенные условия (солнечный свет, тепло, влага).
- Осмотр цветника. Обратить внимание на то, что в цветнике много красивых цветов: георгины, гладиолусы, флоксы, астры, золотые шары. Вспомнить, кто и как ухаживал за цветами. Полюбоваться ими. Рассказать и показать, как надо осторожно срезать цветы.
- Продолжать наблюдения за птицами, живущими на участке. Как онисебя ведут, чем заняты. Отмечать, что скворечники опустели, скворцы кормятся в лесу, в полях, уничтожая вредных насекомых.
Наблюдения, труд, игры в уголке природы
- Продолжать пополнять уголок природы растениями, принесенными с прогулок и экскурсий. Приучать детей внимательно относиться к объектам уголка природы.
- Вносить в уголок природы дикорастущие цветы августа. Подбирать открытки, иллюстрации помещаемых вуголок природы растений (для рассматривания сравнения, проведения дидактических игр), например:
а) найди в букете цветок, изображенный на картинке;
б) покажи душистый цветок в букете и найди его на картинке;
в) отбери цветы, которые растут в саду и в поле;
г) найди на картинках цветы, которые есть в нашем цветнике, и назови их;
д) воспитательница читает стихотворение о цветке, а ребенок находит этот цветок в букете и на картинке.
АВГУСТ
СТАРШАЯ ГРУППА
Наблюдения, игры, труд на участке и в ближайшем природном окружении
- Продолжать ежедневные наблюдения за погодой, отмечать, что по утрам и вечерам становится прохладно, а днем погода еще жаркая. Сказать детям, что наступил август —последний летний месяц.
Прочитать стихотворение «Август» С. Маршака:
«Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит.
Продолжать приучать детей заранее планировать свою деятельность на прогулке в зависимости от состояния погоды, знать, во что надо одеться, какие игрушки и пособия взять с собой на прогулку, во что одеть кукол.
- Замечать вместе с детьми, что дни стали короче, солнце заходит раньше, чем в начале лета.
3. Наблюдая из окна грозу, дождь, спросить детей, как следует поступать во время грозы. После дождя загадать загадку:
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы?
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
Поливать наш огород.
(А. Рождественская.)
Вспомнить стихи, загадки, пословицы о грозе, дожде, радуге.
В играх с песком и водой использовать природные материалы, принесенные с прогулок и экскурсий: палочки, шишки, камешки, ракушки, кору деревьев, мох, лишайники, полевые цветы, сорные растения и другой материал.
4.Проверить, что знают дети о свойствах различных природных материалов: о воде, песке, глине, камнях, дереве и др. Во время игр можно задать детям вопросы, например: сколько леек воды надо вылить, чтобы песок стал сырым? Что будет, если положить в воду камень, кусок глины, кусок дерева, железо?
5.Продолжать расширять представления детей о жизни растений летом, о том, какие условия необходимы для их роста и развития— почва, влага, солнечный свет, тепло.
6.Предлагать детям рыхлить землю на клумбах и грядках после обильного дождя. Отметить, что после рыхления цветы не вянут, даже в самый жаркий день.
Послушать, как «стреляют» стручки акации, люпинов на солнцепеке, как свертываются бобы. Вместе с детьми срезать несколько спелых стручков акации или люпина, закрыть их в коробочку и поставить на солнце. Понаблюдать, что произойдет с ними. Показать спелые коробочки семян анютиных глазок, предложить слегка сжать коробочку и посмотреть, что с ней будет. Рассмотреть коробочку мака, когда из нее начнут сыпаться семена. Спросить детей, почему семена гремят в коробочке.
Наблюдения, игры, труд в уголке природы
- Побеседовать с детьми о том, каким был наш уголок природы летом, кто в нем жил, как дети ухаживали за обитателями уголка природы.
- Продолжать вносить в уголок природы садовые и дикорастущие цветы, учить отличать культурные формы растений от ДИКИХ.
- Подобрать по сортам семена однолетних цветов, собранных в цветнике.
- Дидактическая игра с открытками цветов «Что цвело у нас на клумбах?». Отобрать растения, которые цвели в цветнике, назвать их, рассказать об их отличительных признаках, уметь описать растение, не называя его, придумывать загадки о цветах.
- Собрать и подсушить на солнце семена дикорастущих трав для подкормки птиц зимой (репейник, лебеда, подорожник, конский щавель). Рассмотреть семена, ссыпать их в приготовленные мешочки с этикетками.
6.Подобрать иллюстрации, открытки с изображениями животных наших лесов.
Образовательная деятельность по ознакомлению с природой:
- Экскурсия в лес.
Задачи. Отметить, что в лесу стало тише, не слышно пения птиц, кукования кукушки. Рассказать, что многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Найти знакомые деревья, рассмотреть их плоды, семена. Собрать цветы для гербария. Поискать лесных обитателей: ежа, белку, ящерицу, лягушку, муравейник. Понаблюдать за ними. Поискать ягоды, грибы. Полюбоваться красотой леса в последний летний месяц.
Прочитать стихотворение С. Погореловского:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Беседа «Что мы узнали и увидели в лесу».
Задачи. Закрепить и уточнить представления детей о жизни растений и животных леса. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Вспомнить и рассказать о наиболее интересных экскурсиях и прогулках в лес.
В беседе использовать отрывки из художественных произведений, пословицы, поговорки, загадки о деревьях, цветах, грибах, ягодах, о лесных обитателях.
3. Беседа о лете.
Задачи. Закрепить и уточнить знания детей об изменениях в живой и неживой природе, о труде человека в природе летом.
Вспомнить стихотворения о цветах, о лесе, о поле, которые разучивали летом.
Поиграть в дидактическую игру «Времена года».
Спросить детей, кому из них нравится лето, почему. Какое время года наступает после лета?
Прочитать стихотворение:
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —И туман, и непогоды ,Осень поздняя несет...
раскрыть » / « свернуть