Формы работы с семьёй
внутри учреждения дошкольного образования
Презентация учреждения дошкольного образования
Цель — ознакомление родителей с учреждением дошкольного образования, основными направлениями работы на учебный год, его уставом, программой развития и коллективом педагогов.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, дополнительных образовательных услугах.
Открытые просмотры занятий с детьми в УДО для родителей
Цель — ознакомление родителей со структурой и спецификой проведения занятий в УДО, повысить педагогическую культуру.
Педагог может привлечь к участию родителей.
Педагогический совет с участием родителей
Цель — привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семейном и дошкольном образовании.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи.
Есть другая форма посещения семьи – обследование, проводимое с участием общественности с целью защиты прав ребёнка и т.д. По результатам такого обследования оформляется акт, даётся психолого-педагогическая характеристика семьи.
Педагогические беседы с родителями
Цель — оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль отводится педагогу, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы создать необходимые условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Воспитатель дошкольного образования стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в УДО систематически. Продолжительность консультаций 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определённого возраста в условиях учреждения дошкольного образования и семьи. Продолжительность не более 1,5 часа.
«Круглый стол» с родителями
Цель — в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, узкие специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются организационные вопросы совместной работы всего учреждения образования.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующий УДО совместно с администрацией, попечительским советом, педагогами. Собраний должно быть не менее трёх в год.
Наглядная пропаганда
Разнообразные стенды, информационные листы, Дни открытых дверей и т.д.
Форма работы с родителями: «УСТНЫЙ ЖУРНАЛ»
Специфика и ценность устных журналов заключается в многообразии освещаемых вопросов, фактов и проблем. Данная форма состоит из ряда сообщений по наиболее актуальным вопросам из области науки, культуры, права. Современной педагогической практики и т.д. в качестве иллюстраций в устные журналы включаются фрагменты видеофильмов; демонстрация творческой продукции детей и взрослых (педагогов, родителей, членов коллектива); фрагменты праздников, развлечений; панорамы родительских, педагогических гостиных и т.д.
Освещение журнала или его презентация проводится в вечерний отрезок времени и продолжается 1-1,5 полтора часа. Где включается 6-8 вопросов (выступлений) различного характера и тематики. Регламент которых составляет 10-15 минут. Выступления объединяются в разделы (страницы) журнала по общности их содержания.
Такими разделами могут быть:
- «События, факты, аргументы»,
- «Новости науки».
- «Педагогическая практика».
- «Новости нашего дошкольного учреждения».
- «Писатели и поэты, художники и музыканты – детям».
- «Мир глазами ребёнка» и др.
Для организации устных журналов в УДО избирается редакционная коллегия в количестве 5-6 человек. В её состав входят – администрация УДО, представители творческой группы, члены попечительского совета и т.д., т.е. реальные кураторы конкретных страниц журнала. Редколлегия решает вопрос о названии журнала, устанавливает сроки его выпуска (1-2 раза в квартал).
Названия журналов могут быть самыми разнообразными: «Это интересно», «Росток», «Звёздочка», «Семейный калейдоскоп», «Ох, уж эти дети» и т.д.
В первом блоке, на страницах журнала целесообразно освещать сложные для восприятия, осмысления вопросы и проблемы, а во втором блоке – новости искусства, сценарии праздников, открытых мероприятий, проводимые в данном УДО и т.д.
Каждый выпуск устного журнала сопровождается выставками, плакатами, тематическими стендами, газетами, диаграммами и т.д.
Около стенда или выставки желательно организовать индивидуальное консультирование родителей всеми специалистами УДО (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, врач) и другие.
На заседаниях редколлегии устного журнала следует составить перспективный план выпуска (на учебный год). За две-три недели до выпуска редколлегия намечает, по каким вопросам желательно составить выступления. За подготовку каждой страницы журнала назначается ответственный (куратор) из числа редколлегии. Он оказывает помощь в подборе литературы, материалов для демонстрации, просматривает тексты.
За 3-4 дня до начала издания журнала собираются все участники очередного номера, устанавливается последовательность рубрик, страниц. Для выпуска каждого номера журнала выбирается ответственный из числа членов редколлегии. Он корректирует весь журнал.
Редколлегия вместе с активом УДО привлекает к выпуску педагогический коллектив школы, родителей, представителей общественности, методических служб района и другие.
разгарнуць » / « згарнуць